Теория божественного происхождения

Вопрос о происхождении мира, характере и природе этого происхождения - один из самых трудных, но в тоже время один из самых принципиальных и значимых в диалоге науки и религии в современном обществе. Что есть происхождение мира: nворение или эволюция? Вот проблема, крайне важная не только для православного догматического богословия, но и для всех православных христиан, так как с решением этой проблемы связаны многие вопросы, прямо затрагивающие наше православное учение и мировоззрение: об относительном достоинстве науки и богословия, о современной философии и святоотеческом учении, об учении о теория божественного происхождения антропологиио нашем отношении к теория божественного происхождения святых отцов, к знанию и серьезному осмыслению их творений, об отношении к современной философии, т. «мудрости века сего», и о православном толковании Священного Писания, в особенности книги Бытия. В настоящем исследовании, основываясь на опыте Церкви, главным образом суждениях святых отцов, и рассмотрении теория божественного происхождения эволюции в ее научном воплощении я попытаюсь решить вопрос о степени правомерности эволюционной теории в ее претензиях на свое изложение как единственно верного теория божественного происхождения истинного учения о происхождении и развитии мира и человека. НАУКА И БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ Каков источник наших истинных знаний о первозданном мире, и насколько он отличен от науки? Православная Церковь учит нас следующим образом: « Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего, он произвел мыслию Своею все небесные Силы… После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного теория божественного происхождения, видно уже теория божественного происхождения, что он есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного». Эти слова, исходящие из уст Матери-Церкви, основаны не на пустом мудровании отягощенного страстями и грехом мирского разума, а на основании Божественного Откровения и святоотеческого опыта, на творениях отцов высочайшей духовной жизни. Дополним начатые рассуждения словами св. Исаака Сирина, который говорил о восхождении души к Богу на основании собственного духовного опыта: « И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из теория божественного происхождения в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве». Из этого видно, что святые подвижники постигали первозданный мир, будучи в состоянии Божественного созерцания, которое находится за пределами естественного знания. Григорий Синаит утверждает, что «восемь главных предметов созерцания» в состоянии совершенной молитвы суть следующие: 1 Бог; 2 Порядок и строй жизни разумных сил; 3 Устройство существующего мира ; 4 Домостроительное схождение Слова; 5 Общее воскресение; 6 Страшное второе Христово пришествие; 7 Вечное мучение; 8 Царство Небесное. Для чего бы ему «порядок и строй жизни разумных сил» и «устройство существующего» включать с другими объектами Божественного созерцания, относящимися к сфере богословского знания, а не науки? Не потому ли, что есть такой аспект и состояние творений, который находится вне сферы научных знаний и может быть увиден, как и сам преподобный Теория божественного происхождения Сирин некогда видел Божие творение, созерцательно по милости Божией? Объекты такого созерцания можно увидеть и понять. Григорий Синаит говорит, что, «тот устами… изрекает премудрость и размышление сердца — теория божественного происхождения Пс. КОНФЛИКТ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ В чем же лежит причина спора между святоотеческим пониманием книги Бытия теория божественного происхождения эволюционным учением? Последнее пытается понять тайны Божьего творения посредством натурального знания и мирской философии, не допуская даже, что в этих тайнах есть что-то, что ставит их вне возможностей этого знания. Ведь сама книга Бытия — это повествование о Божием Творении, увиденном в Божественном созерцании боговидцем Моисеем, а увиденное им подтверждается и опытом позже живших святых отцов. И хотя откровенное знание выше натурального, все же мы знаем, что не может быть противоречий между истинным Откровением истинным натуральным знанием. Но может быть конфликт между Теория божественного происхождения и человеческой философией, которая часто ошибочна. Таким образом, нет несогласия между знанием о творении, содержащимся теория божественного происхождения книге Бытия, как она толкуется нам святыми отцами, и правдивыми знаниями о твари, приобретаемыми современной наукой через теория божественного происхождения. Но здесь, конечно, существует неразрешимый конфликт между знанием, содержащимся в книге Бытия, и пустыми философскими спекуляциями современных ученых, не просвещенных Верой, о состоянии мира в течение шести дней Творения. Зная о том, что между книгой Бытия и современной философией существует подлинный конфликт, и стремясь постигнуть правду, мы должны принять учение святых отцов и отвергнуть ложные мнения философов от науки. Ведь современный мир настолько заражен суетной современной философией, выдающей себя за науку, что даже очень немногие православные могут или хотят исследовать этот вопрос бесстрастно и выяснить, чему в действительности учили святые отцы, а затем принять святоотеческое учение, даже если оно представляется неверным и «темным» для пустого мудрования мира сего. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОТВОРЕННОГО МИРА Относительно истинного святоотеческого видения первозданного мира, самым удивительным является то, что святые отцы понимают текст Священного Писания, «как написано», но в тоже время они не позволяют нам толковать его свободно или аллегорически. «А ведь многие «современно образованные» теория божественного происхождения привыкли связывать такую интерпретацию теория божественного происхождения протестантским фундаментализмом, и боятся, что их сочтут «наивными» умудренные философы науки; но ведь ясно, с одной стороны, насколько глубже святоотеческое толкование по сравнению с таковым фундаменталистов, которые никогда не слышали о Божественном созерцании и чье истолкование лишь иногда случайно совпадает со святоотеческим; а с другой стороны, насколько глубже святоотеческое толкование, чем теория божественного происхождения, которое некритически воспринимает спекуляции современной философии, как будто это истинное знание». Первозданный мир до преступления Адама был нетленным, т. Современный православный христианин может понять, каким образом нетленность первозданного мира находится вне компетенции научных исследований, теория божественного происхождения он рассмотрит факт нетленности, так, как он представляется через Божие действие даже в нашем нынешнем тленном мире. Мы не можем найти более высокого проявления этой нетленности, чем у Пречистой Божией Матери, о которой мы поем: « Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Богородичны наших теория божественного происхождения богослужений наполнены этим учением. Иоанн Дамаскин указывает, что в двух отношениях это «нетление» находится вне законов природы:. « а что без отца, это выше естественных законов рождения. Что сказать православному, когда современный неверующий, под влиянием современной натуралистической философии, настаивает на том, что такое «нетление» невозможно, и требует, чтобы христиане верили только в то, что можно доказать или теория божественного происхождения научно? Следует держаться Святой Православной Веры, которая есть откровенное знание, теория божественного происхождения на т. «науку» и ее философию, и объяснять акт нетленности, как сверхъестественные дела Божии. Иоанн Златоуст тесно связывает правильное и строгое истолкование Священного Писания конкретно книги Бытия с правильностью догматов, насущно необходимых для нашего спасения. Говоря о тех, кто истолковывает книгу Бытия аллегорически, он пишет: « Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию, и, следуя тому, что теория божественного происхождения нем сказано, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, теория божественного происхождения вместе с тем и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость. Если хотим мы избавиться от геенны, и получить царство, то должны украшаться тем и другим — и правотою догматов, и строгостью жизни». Есть еще один вопрос, касающийся состояния первозданного мира, который может возникнуть: а что есть эти «миллионы лет» существования мира, которые наука «знает как факт»? Ведь уже доказана ошибочность «радиоуглеродного метода» и других «абсолютных» системы датирования, так что остается признать, что эти «миллионы лет» тоже вовсе не факт, а опять философия, некоторая версия о длительности доисторической эпохи. Сама идея миллионного существования Земли не возникала до тех пор, пока люди, под влиянием натуралистической философии, не начали верить в эволюцию, а раз эволюция — это правда, то и возраст мира должен исчисляться миллионами лет. И вот где причина обмана: так как эволюцию никогда не наблюдали, то она мыслится только при предположении, что бесчисленные миллионы лет могли вызвать процессы, слишком «мелкие», чтобы современные ученые их могли фиксировать. Если теория божественного происхождения этот вопрос объективно и бесстрастно, отделяя подлинные доказательства от предположений и философии, то легко заметить, что нет фактических данных, которые бы заставили нас считать, что земле более 7500 теория божественного происхождения я, как историк по первому образованию, убедительно уверился в этом еще на первом курсе Университета. Поэтому взгляды ученых на возраст нашей планеты полностью зависят от их философского отношения к Творению. Подвести итог обзору святоотеческого учения о первозданном мире будет уместно божественными теория божественного происхождения св. В своем 45-м Слове он говорит от святоотеческого предания, а теория божественного происхождения, вероятно, из собственного опыта, следующее: « Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. теория божественного происхождения насади Бог рай теория божественного происхождения Едеме на востоцех. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь» Быт. После преступления Адама не проклял Бог рая. Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною. Теория божественного происхождения подобает телам людей облекаться в славу воскресения и делаться нетленными, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нея взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обноситься и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном теория божественного происхождения. Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо теория божественного происхождения она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело. Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана — вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства». Может ли быть более ясное учение о состоянии первозданного мира до преступления Адама? ГРИГОРИЙ ПАЛАМА Теперь следует подойти к последнему и самому важному вопросу, поднимаемому перед православным богословием современной эволюционной теорией: о природе человека, и, в частности, о природе первосозданного человека Теория божественного происхождения. Это учение о человеке — антропология - касается самым тесным образом богословия, и здесь, вероятно, наиболее возможным становится выявить богословски ошибку эволюционизма. Хорошо известно, что Православие совершенно по-иному, чем римо-католичество, учит о природе человека и Божественной благодати. Иными словами, богословский взгляд теория божественного происхождения природу человека, подразумеваемый эволюционной теорией, это неправославный взгляд на человека, но точка зрения, близкая римо-католической антропологии. Это есть лишь подтверждение того факта, что теория эволюции, о которой не учит ни один православный отец, есть просто продукт западного апостасийного образа мышления и даже, несмотря на тот факт, что первоначально это была «реакция» на римо-католичество и протестантизм, глубоко коренится в папистской схоластической традиции. Этот святоотеческий взгляд очень хорошо высказан великим отцом-исихастом св. Григорием Паламой, когда он был вынужден защищать православное теория божественного происхождения и его духовный опыт конкретно от западного рационалиста Варлаама, который хотел свести теория божественного происхождения опыт и знание исихазма к чему-то достижимому наукой и философией. Григорий в своем знаменитом труде «Триады в защиту священно-безмолствующих» выдвигает общие принципы, вполне применимые в наши дни, когда ученые и философы думают, что они могут понять тайны творения и теория божественного происхождения человека лучше, чем православное богословие. Он пишет: « Начало премудрости — быть достаточно мудрым, чтобы различить и предпочесть мудрости низкой, земной и суетной — истинно полезную, небесную и теория божественного происхождения, исходящую от Бога и приводящую к Нему, и сотворяющую угодными Богу приобретающих ее». Он учит, что только вторая мудрость блага в себе, а теория божественного происхождения и блага, и зла: « Знание различных языков, сила риторики, исторические знания, открывание тайн природы, теория божественного происхождения методы логики. Но оно худо для того, кто отдается этим исследованиям так, чтобы оставаться в них до старости». Кроме того, даже « если один из отцов теория божественного происхождения то же, что внешние, это согласие только словесное, а мысли совершенно различные. Первые, по Павлу, имеют «ум Христов» 1 Кор. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», говорит Господь Ис. К тому же, если бы даже мысли этих людей были порой теми же, как у Моисея, Соломона или их подражателей, какая им от этого польза? Какой человек в здравом уме и принадлежащий к Теория божественного происхождения, может из этого вывести, что их учение от Бога? От мирского знания, пишет святитель Григорий, « мы абсолютно не можем ожидать какой-либо точности в познании вещей божественных; ибо невозможно почерпнуть из него какого-либо определенного учения о божественном. Ибо " Бог его объюродил" ». И это знание может быть теория божественного происхождения и враждебным истинному богословию: « Сила этого разумения, объюродившего и несущего, вступает в борьбу против тех, кто принимает предание в простоте сердца; оно презирает писания Духа, следуя примеру людей, которые обращались с ними небрежно и восстановили тварь против Творца». Вряд ли может быть дана лучшая, чем эта, оценка того, что современные «христианские эволюционисты» попытались сделать, считая себя мудрее святых отцов, и применив мирское теория божественного происхождения для извращения учения Священного Писания и святых отцов. Разве не видно теория божественного происхождения, что рационалистический, натуралистический дух воззрений еретика средневековья Варлаама вполне подобен духу современного эволюционизма? ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ: НАУКА ИЛИ ФИЛОСОФИЯ? Следует отметить, что св. Григорий говорит о научном знании, которое, на своем уровне, истинно, теория божественного происхождения становится ложным, только воюя с высшим, богословским знанием. Истинна ли теория эволюции хотя бы научно? И здесь надо задаться вопросом: почему мы должны относиться к творениям современных ученых и философов «просто», веря им на слово, когда они говорят о чем-либо, что это истинно — даже если принятие их высказывания вынуждает нас менять наши богословские взгляды? Напротив, нам следует теория божественного происхождения очень критичными, когда современные мудрецы говорят нам, как мы должны истолковывать Священное Писание. Нам следует критически воспринимать не только их философию, но и т. «научные свидетельства», которые, как считается, говорят в пользу современной неоязыческой философии, ибо часто «научные свидетельства» сами по себе являются таковой философией. Особенно это верно теория божественного происхождения отношении ученого иезуита Тейяра де Шардена, ибо «он не только построил самую проработанную и влиятельную философско-богословскую систему, основанную на понятии эволюции, но и был тесно связан с открытием интерпретацией почти всех ископаемых свидетельств в пользу «эволюции человека», найденных за время его жизни». А теперь мы зададимся элементарным научным вопросом: каковы доказательства «эволюции человека»? Обучаясь на историческом факультете университета, я имел возможность изучать историю первобытного общества, и вспоминаю, как преподаватель рассказывала нам теория божественного происхождения истории о различных «предках человека», коих насчитывалось в пределах двух десятков. Но я никак не мог понять, где же реальные доказательства действительного существования в далеком прошлом всех видов этих животных: их студентам никто не предоставил. На самом деле научные ископаемые «свидетельства» в пользу «эволюции человека» состоят из: ископаемых останков неандертальца много экземпляров ; синантропа несколько черепов ; так называемых яванского, гейдельбергского и пилтдаунского «людей» и находок в Африке все они крайне фрагментарны из немногих других останков. Кроме того, один из этих «эволюционных предков человека», «пилтдаунский человек», как выяснилось позже, представлял собой намеренную подделку. Интересно, что иезуит Тейяр де Шарден был одним из «открывателей» «пилтдаунского человека» — факт, который можно найти в большинстве учебников. Он «открыл» клык этого сфабрикованного теория божественного происхождения — зуб, который уже был подкрашен, с намерением ввести в заблуждение относительно возраста находки. Это «открытие» конечно, и было тем, чего требовалось для «недостающего звена» между человеком и обезьяной, потому-то и пилтдаунская подделка состояла именно из человеческих и обезьяньих костей. Тейяр де Шарден имел отношение к открытию, а главное — к интерпретации некоторых находок «яванского человека», которые были фрагментарными. Собственно, где бы он ни был, он находил «свидетельства», которые в теория божественного происхождения отвечали его ожиданиям теория божественного происхождения а именно, что человек «произошел» от обезьяноподобных созданий. Если теория божественного происхождения объективно все ископаемые свидетельства в пользу «эволюции человека», то, обнаружится, что убедительных или хоть сколько-нибудь разумных доказательств этой «эволюции» нет. Все научные работы по этой проблеме сводятся к полуфантастическим домыслам, с неправдоподобной реконструкцией устройства и быта древнечеловеческого общества, не подтвержденных реальными археологическими находками иными документальными источниками. Но все же общепринято, что есть доказательства эволюции, потому что люди хотят в это верить; они веруют теория божественного происхождения атеистическую материалистическую философию, которая требует, чтобы человек произошел от обезьяноподобных тварей. Из всех теория божественного происхождения «людей» только неандерталец и, конечно, кроманьонец, который есть просто современный человек представляется подлинным; но и он — просто теория божественного происхождения sapiens, теория божественного происхождения более отличный от современного человека, чем современные люди различаются теория божественного происхождения собой. А вот картинки неандертальского человека в учебниках по истории первобытного общества являются измышлением художников, у которых предвзятые представления о том, как должен выглядеть «примитивный человек», исходя из эволюционной теория божественного происхождения. В итоге мы приходим к следующим выводам: 1 Эволюция — совсем теория божественного происхождения научный факт, а философская система, 2 Эволюция — ложная философия любящая не мудрость, а отца лжиизобретенная на секуляризованном Западе, в качестве реакции на католическо-протестанскую теологию, и замаскировавшаяся под науку, чтобы обманывать людей, которые согласны на веру принять якобы научный факт. Куда обратиться православному христианину, если он пожелает узнать истинное учение о сотворении мира и человека? Святитель Василий Великий нам ясно говорит: « О чем говорить теория божественного происхождения С чего начать толкование? Обличать ли суетность язычников? Или возвеличить истину нашего учения? Эллинские мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым: потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга теория божественного происхождения собственному низложению». Следуя примеру святителя Василия, « внешние учения оставляя внешним, возвратимся к учению церковному». Как и он, станем « исследовать состав теория божественного происхождения, рассматривать вселенную не по началам мирской мудрости, но как научил сему служителя Своего Бог, глаголавший с ним «яве, а не гаданием» Числ. Возвращаясь к святым отцам, следует признать, что эволюционистские взгляды на происхождение мира и человека в действительности не только ничему не учат нас о происхождении человека, а наоборот — ложно говорят о человеке. Православное учение о человеческой природе наиболее сжато изложено в теория божественного происхождения поучениях» Аввы Дорофея. «Эта книга принята в Православной Церкви как азбука, основной учебник православной духовности; это первое духовное чтение, которое дают православному монаху, и оно остается его постоянным спутником в течение всей теория божественного происхождения, читаемое и перечитываемое. Теория божественного происхождения важно, что православное учение о человеческой природе излагается на первой же странице этой книги, так как учение это является основанием всей православной духовной жизни». Что это за учение? Авва Дорофей пишет в первых же строках своего Поучения Первого: « В начале, когда Бог сотворил человека Быт. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая Быт. Святые отцы ясно учат, что, когда Теория божественного происхождения согрешил, человек не просто утратил нечто, что было прибавлено к его природе, но скорее сама человеческая природа изменилась, подверглась порче в то самое время, как человек утратил благодать Божию. Богослужения Православной Церкви, которые являются теория божественного происхождения нашего православного догматического учения и духовной жизни, ясно учат нас, что человеческая теория божественного происхождения не естественна для нас, а находится в испорченном состоянии: « Исцеляя человеческое естество, древним преступлением истлевшее, без тли нов рождается Младенец, и в Твоих недрех, яко на престоле, седит, Безневестная, Отеческого не оставль соседения Божеством» Минея 22 декабря, Богородичен 6-й песни канона на утрени. « Спасти хотя от тли истлевшее теория божественного происхождения естейство Зиждитель и Господь, во утробу очищенну Святым Духом вселився, неизреченно вобразися» Минея 23 января, Богородичен 5-й песни канона на утрени. И в таких гимнах все наше православное понятие о воплощении Христа и о нашем спасении через Него связывается с надлежащим пониманием человеческой природы, как она была в начале, и которую Христос восстановил в нас. Справедливо пишет профессор Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Андреев: «Христианство всегда теория божественного происхождения современное состояние материи, как результат грехопадения… Грехопадение человека изменило всю его природу, в том числе и природу самой теория божественного происхождения, которую проклял Бог Быт. Соглашаясь с этим заявлением, мы делаем вывод, что эволюционное учение не только отвергает описанный в книге Бытия акт Творения, но так же отвергает идею греха, сам грех, отвергает великий опыт покаяния, накопленный Христианством в течение двух тысяч лет. Поэтому, логично сделать следующий вывод: эволюция противоречит учению святых отцов, т. Из опыта сожития с нашим тленным телом нам невозможно теория божественного происхождения состояние нетленного тела Адамова, не имевшего естественных нужд, как мы знаем, евшего «от всякого древа» в раю без выделения каких-либо отходов, и не знавшего сна пока прямое теория божественного происхождения Бога не заставило его уснуть, чтобы Ева была создана теория божественного происхождения ребра. А насколько менее способны мы понять еще более возвышенное состояние наших тел в грядущем веке! Но теория божественного происхождения достаточно знаем о природе первозданного мира и жизни первых людей в раю из Теория божественного происхождения Писания и Предания, т. Состояние человека в раю и первозданного мира навсегда вынесено за пределы научного знания барьером теория божественного происхождения прегрешения, изменившего саму природу первозданного человека и всей твари, а также и природу самого знания. Согласно православному учению, которое исходит от Божественного созерцания, природа Адама в раю была теория божественного происхождения от нынешней человеческой природы, и по телу, и по душе, и эта возвышенная природа оживлялась Божьей благодатью. А согласно латинской доктрине, основанной на рационалистических дедукциях из нынешнего падшего естества, человек по природе тленен и смертен, каков он и есть сейчас, а его состояние в раю было особым, теория божественного происхождения даром. Все это показывает, насколько искажается чудесное святоотеческое видение Адама и первозданного мира, когда подходят к этому с позиции мудрости падшего мира. Ни наука, ни логика ничего не могут нам сказать о рае; «и все же многие православные настолько обмануты современной наукой и ее рационалистической философией, что боятся прочесть серьезно первые главы Книги Теория божественного происхождения, зная, что современные «мудрецы» находят там столько «сомнительного» или «запутанного», или такого, что подлежит «новой интерпретации», или что можешь получить репутацию «фундаменталиста», если посмеешь читать этот текст просто «как написано», как все святые отцы читали». Здравое чувство православного христианина подсказывает отвернуться от «глубокой» модной точки зрения, что человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Поэтому справедливо, когда св. Такова точка зрения православной святости, которая знает, что творение не таково, как им его описывают современные мудрецы с их пустой философией, но как Господь открыл его Моисею «не гадательно», и как святые отцы видели теория божественного происхождения в Божественном созерцании. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал бы произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели самый «состав видимых вещей» в Божественном созерцании, знали бы это. «Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии? » — взывает к нам величайший подвижник современности иеромонах Серафим Роуз. И не только он один. Много было сказано о «западном пленении» православного богословия; когда же мы поймем, что в еще более отчаянном «западном пленении» находится сегодня каждый беспомощный пленник «духа времени», преобладающего течения мирской философии, растворенной в самом воздухе, которым теория божественного происхождения дышим в богоотступном, богоненавистном обществе? Православный, который не борется сознательно против пустой философии века сего, а просто принимает ее в себя и находится с нею в мире, потому что собственное его понимание Православия искажено, не сообразуется со святоотеческими установлениями. Изощренные в мирском мудровании смеются над теми, кто называет эволюционизм «ересью». Действительно, эволюционизм, строго говоря, не ересь, но эволюционизм это теория божественного происхождения, глубоко чуждая православному теория божественного происхождения учению, и она втягивает в такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую можно было бы легко опознать и обличить. Эволюционизм тесно сплетен со всею апостасийною ментальностью секуляризованного теория божественного происхождения христианства», он является орудием «новой духовности» и «нового христианства», в которое сатана ныне стремится погрузить последних истинных христиан. Эволюционизм предлагает объяснение Творения, противное святоотеческому, он подводит православных под такое влияние, чтобы они читали Священное Писание и не понимали его, автоматически «подгоняя» его текст под предвзятую мирскую натурфилософию. Приняв эволюционизм, невозможно не принять также альтернативного объяснения и других частей Божественного откровения, автоматической «подгонки» теория божественного происхождения текстов Священного Писания и святоотеческих творений под научную «мудрость». Современная наука знает теория божественного происхождения то, что наблюдает, и что можно разумно вывести из наблюдений: ее догадки о самых ранних временах творения имеют значение не большее и не меньшее, чем мифы и басни древних язычников. Истинное знание об Адаме и первозданном мире, насколько нам полезно знать, доступно только через Божественное Откровение и в Божественном созерцании святых. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. Аввы Теория божественного происхождения Сирина слова подвижнические. Православный взгляд на эволюцию. Иже во святых отца нашего Теория божественного происхождения Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Теория божественного происхождения на книгу Бытия. Научное знание и христианская истина. Преподобный Симеон Новый Богослов. Триады в защиту священно-безмолствующих. Точное изложение Православной веры. Тейяр де Шарден Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на книгу Бытия. Более подробно об этом см.